Это подтверждается и ВРТ-диагностикой: у одного и того же пациента в одном органе выявляется многокамерный, в другом — однокамерный эхинококк и вдобавок к этому в различных органах рассыпаны мелкие кисты.
Заболевания вызывают не взрослые черви, а их личинки. Термины «однокамерный» и «многокамерный»— обозначают различные формы развития именно деток паразита.
В лице эхинококка имеем высокоорганизованных существ, живущих в различных ипостасях: разные роды, виды, подразделяющиеся на своеобразные нации, племена, семьи, имеющие даже как бы «свой цвет кожи», свои «обычаи» и «одежду». Получается, что подобно человеку — самому высокоорганизованному существу среди животного мира Земли, эхинококк — самый развитый и совершенный вид среди микромира.
Следуя пришедшей на ум ассоциации с человеком, можно сказать, что паразит имеет как бы два варианта общественного устройства — племена оседлые и кочующие.
Оседлое племя — это взрослые половозрелые ленточные черви. Живут они в основном хозяине. Оседает это племя в тонком кишечнике организма-хозяина, попадая в него в виде сколексов — головок паразита. Сколексы, в свою очередь, встречаются в органах животных. Следовательно, основными хозяевами должны быть хищные, плотоядные животные, поедающие зараженное сколексами мясо. Хищники, как правило, охотятся на травоядных и на более мелких хищников. Значит, постоянные (основные) хозяева — волки, шакалы, лисицы, песцы, собаки, кошки и всеядные — свиньи.
Собаки и кошки в этой цепи играют двойную роль: они могут быть больными, то есть носителями паразитов (основными хозяевами). И в этом случае человек заражается, играя с собакой и кошкой, ухаживая за ними; в случаях, когда люди и животные едят из общей посуды, когда животные лижут лицо и руки и т. д. Но заражение может произойти и от здоровой собаки, у которой шерсть оказалась загрязненной экскрементами других собак. А Вы знаете, как животные любят нюхать каждую кучку, а иногда даже и вываляться в ней. А мы их отмываем, порой без резиновых перчаток, забивая себе под ногти яйца эхинококка. А может случиться и так, что животное где-то прислонилось шерстью к зараженному мясу и на нем осели сколексы. Поэтому риск заражения эхинококком примерно раз в 20 выше у владельцев собак и кошек, чем у лиц, их не имеющих (статистические данные ВОЗ за 1969г.).
Чаще заражаются животноводы и лица, связанные с хранением и обработкой сырья животного происхождения. Также можно «подхватить заразу» и в воде при купании, и в лесу, собирая ягоды и поев их немытыми.
Так или иначе, но, съев зараженное мясо (особенно печень и легкие — основные места поселений сколексов), плотоядное животное становится носителем—основным хозяином и «занимается» выращиванием зрелого, «оседлого» паразита в своем кишечнике (человек может быть как основным, так и промежуточным хозяином).
Что же представляет собой сколекс? Это головка будущего взрослого ленточного червя. При его рассмотрении можно увидеть, что «головкой» его можно назвать с большой натяжкой — на деле это настоящий монстр, у которого 4 присоски, которые присасываются посильнее самого мощного созданного человеком пылесоса. Но монстру и этого мало. У него еще имеется два ряда зубьев-крючьев, которыми он вгрызается в ткани своего промежуточного хозяина.
Благодаря присоскам, он всасывает питательные вещества, а с помощью зубьев-крючьев разрушает кровеносные сосуды и «пьет» кровь хозяина.
Вот такой монстр-сколекс, попав в кишечник основного хозяина, вгрызается в слизистую оболочку, питается и вырастает во взрослого червя: появляется шейка с 3 — 4-мя члениками (проглоттидами) и достигает длины от 3 до 5мм. Последний членик по мере созревания набивается яйцами размером 0,036x0,032мм. Яиц достаточно много — около 800. Причем созревают эти членики-матки не сразу, а постепенно.
После созревания, членики отрываются от материнских паразитов, и что Вы думаете — это просто сумки с яйцами? — Ничего подобного! Это живые передвигающиеся танки! На всем своем пути они выстреливают и разбрасывают болезнетворные яйца. И заметьте, какую тактику выбирают членики-танки: одни самостоятельно выползают из анального отверстия и расходятся по телу хозяина, другие же — вместе с калом «забрасываются» на почву, траву, в водоемы и только там «отстреливают» свои яйца-мины замедленного действия. Да, поистине война со своей стратегией и тактикой!
Итак, племя осело, питается, пьет нашу кровь, да еще засылает танки-минеры с далеко идущими планами — готовит уже следующее, кочующее свое племя для освоения не только новых территорий для поселения, но и новых хозяев — животных другого вида. Это — травоядные: козы, бараны, коровы, верблюды, лошади, олени, и, как всегда — человек. Они проглатывают зрелые членики или отдельные яйца (онкосферы). Начинается кочующая стадия развития эхинококка в промежуточном хозяине (травоядные и человек).
Человек заражается, заглатывая онкосферы с немытыми овощами, фруктами, ягодами. Собирая грибы в лесу или погладив зараженных животных.
Попав в желудок промежуточного хозяина, оболочки яйца (онкосферы) под действием пищеварительных ферментов растворяются и юные сколексы освобождаются. При помощи своих крючьев они проникают в слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и далее, с током крови и лимфы, разносятся по органам.
Эхинококк может поражать все без исключения органы и системы: от головного мозга, глазных орбит, спинного мозга, щитовидной железы до легких, печени, селезенки, почек, матки и т. д.
В зависимости от вида животных, от которых пришли эхинококки-кочевники, будут формироваться и различные типы их поселений, среди которых можно выделить три главные разновидности. Первая — это образование огромного дома-кисты (однокамерная форма). Следуя сравнению с человеческими этническими формами жизни, условно назовем этот вариант южным. Вторая форма — условно северная — это скопление отдельных мелких кист (юрточек). Это многокамерная форма, более агрессивная. И, наконец, промежуточная форма — это мелкие, разбросанные отдельно кисточки, возникающие в результате обсеменения разных органов. Это, так сказать, западный образ жизни — отдаленные друг от друга фермы. Образуются эти поселения в результате травмы, операции или самопроизвольно.
В 90% случаев поражения эхинококкозом легче выставить диагноз—рак, что, как правило, и делается. Операции, облучение и химиотерапия заставляют кочевников сниматься с насиженных мест и расселяться в менее удобные — в позвоночнике, головном мозге и укореняться там.
КАК ОНИ УСТРОЕНЫ.
Однокамерный эхинококк — личиночная стадия глиста, представляет собой однокамерный пузырь, покрытый снаружи двумя плотными оболочками. Внутри находится жидкость, в состав которой входят различные соли, аминокислоты, ферменты и т. д. Там свободно плавают дочерние пузырьки.
Снаружи эхинококковый пузырь покрыт кутикулярной присосочной оболочкой, внутри — герминативной оболочкой (фиброзной соединительной тканью). От последней внутрь пузыря уходят выводковые капсулы, в которых формируются сколексы паразита, вооруженные крючьями и двумя присосками. В жидкости свободно плавают оторвавшиеся сколексы, а также дочерние пузыри (внутри них образуются внучатые пузыри). Дочерние и внучатые пузыри по своему строению напоминают материнский.
Многокамерный эхинококк имеет, соответственно, многокамерное строение, состоящее из группы как бы сросшихся друг с другом мелких пузырей.
Личиночная форма многокамерного эхинококка (мультилокуларис) имеет, в соответствии с названием, многокамерное строение — сросшиеся друг с другом несколько мелких пузырей. Вновь образующиеся пузырьки размножаются снаружи, прорастая таким образом в окружающие их ткани. Эта форма эхинококкоза в силу своего инфильтративного характера «невидима» для рентгеновских и ультразвуковых лучей, быстрее приводит к обострению, осложнению процесса и всегда трактуется как онкологический процесс — рак.
При поедании плотоядными животными органов (других животных), содержащих личиночные формы эхинококка, из каждого сколекса в кишечнике образуется ленточная форма паразита, которая через 2 — 3 месяца становится половозрелой. Продолжительность жизни половозрелых паразитов в кишечнике человека или животного составляет, как правило, менее года. В то время как личиночная стадия эхинококка в виде пузырей может длиться всю жизнь организма-хозяина.
Источником заражения эхинококкозом, как уже было сказано выше, являются собаки, волки, шакалы, лисицы, койоты и другие плотоядные животные. От них заражаются различные травоядные и всеядные животные (овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, олени и др.). В этот процесс вовлекаются и домашние животные — собаки и кошки.
При изучении путей передачи эхинококкоза было отмечено, что одной из причин высокой зараженности собак и кошек является частое поедание ими мясных продуктов, содержащих эхинококковые пузыри. Поступающие в продажу печень и легкие чаще всего бывают обсемененными сколексами эхинококка, даже при отсутствии в этих органах самих эхинококковых пузырей. Очевидно, загрязнение этих продуктов могло произойти в результате вскрытия пузырей при прикосновении с другими пораженными органами животного.
Человек также заражается эхинококкозом, играя с собакой или кошкой, ухаживая за ними в случаях, когда люди и животные едят из общей посуды, когда животные лижут лицо и руки. И, как уже отмечалось, заражение может произойти и от здоровой собаки, на шерсти которой оказались яйца паразита.
В связи с появлением беженцев, возрастанием количества деловых и туристических поездок в различные регионы планеты, распространение эхинококкоза по России и, в частности, в Москве, в последние годы значительно возросло. В настоящее время в столице уже открыто отделение по хирургическому лечению эхинококка и, в связи с многочисленностью случаев заболевания, существует очередь на операции. По наблюдениям, на ВРТ-диагностике эхинококк выявляется у каждого десятого обращающегося пациента.
ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ.
Основные ошибки диагностики связаны с трудностью выявления эхинококкоза и острой клиникой протекания болезни, проявляющейся, как правило, в осложненной форме, которая требует немедленного хирургического вмешательства. А в запущенном состоянии — особенно. Обычно диагностика включает обследование рентгенологическими и лабораторными методами (диагностические лабораторные методы подразделяются на: серологические, РЧА, реакция латекс-агглютинации). Наиболее достоверным является компьютерное обследование на ЯМР-томографе (ядерно-магнито-резонансное исследование). Но и при выявлении «кисты» в диагностике все равно остаются трудноразрешимые вопросы, потому что пункция при эхинококкозе противопоказана.
Согласно статистическим данным, в 90% случаев эхинококкоз диагностируется как онкологическое раковое заболевание.
В связи со снижением общего иммунитета людей, а тем более зараженных паразитами, лабораторные исследования далеко не всегда оказываются достоверными, так как основаны на выявлении антител. При диссеменации (распространении) эхинококка в виде мелких кисточек по различным органам прижизненная диагностика значительно затруднена и делается, как правило, по клиническому течению заболевания и результатам ВРТ-диагностики или ПАРКЕС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий